Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

  МБДОУ д/с №3  "Алёнушка"

                 с.Курсавка

уч-лог Руденко Л.А.

 

  

2019-2020 учебный год


 

Аналитический отчет логопедической работы

в старшей и подготовительной группе

за 2019-2020 учебный год.

 

Целью моей работы согласно программе, за 2019-2020 учебный год, являлось, совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Работа строилась поэтапно, в соответствии с программой.

I. Диагностика. Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года. Перед собой ставила следующие задачи:

1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.

2. Определить структуру речевого дефекта.

3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

 4. Поставить заключительный речевой диагноз.

            Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы. При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.

Методика логопедического обследования.  В работе использовались схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР.

Г.А. Волковой - Картинный материал по обследованию детей с ОНР по программе Нищевой Н.В. - Пособие для обследования Батяевой С.В., Володиной В.С. Результаты обследования показали необходимость проведения коррекционной работы с детьми. С результатами диагностики были ознакомлены администрация ДОУ, воспитатели, родители. На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.

II. Консультирование. В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:

- оказание помощи родителям и воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы; - своевременное оказание логопедической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей; - разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.

В течение 2019-2020 уч.года были проведены консультации. проконсультировано: - родителей: 25 чел. - педагогов: 11 чел.

Консультации проводились в индивидуальном режиме. Родители обращались по различным интересующим их проблемам.

Основные темы индивидуальных консультаций:

 - Артикуляционная гимнастика.

 - Развитие мелкой моторики.

 - Выполнение домашнего задания.

- Развитие мышления.

- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.

- Проявление заикания у детей.

 - Речевые игры дома.

-Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях и т.д.

 В ходе консультирования родителям предлагались результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначались проблемы речевого развития и семейного воспитания, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности родителей и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.

В течение года были проведены консультации и мастер- классы для педагогов детского сада, консультации письменные и устные для родителей детского сада, были приглашены родители на открытые занятия и мастер –класс.

III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2019 года по май 2020 года. В связи с проведённой диагностикой, в течение года с детьми старшей и подготовительной группе проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

 - развивать фонематическое восприятие и слух;

 - развивать органы артикуляционного аппарата;

 - развивать дыхание;

- развивать связную речь;

- обогащать словарь;

 - совершенствовать грамматический строй речи;

- вызвать звук;

 - автоматизировать звук;

 - дифференцировать звук;

 - развить психические функции;

- развить мелкую моторику;

- учить детей понимать обращённую к ним речь.

 Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие упражнения, динамическая пауза, развивающие упражнения, итог занятия. На индивидуальных занятиях проводились:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

 - упражнение по развитию дыхания;

- игры на развитие психических процессов;

 - работа над связной речи;

 - упражнения по развитию фонематических процессов;

- работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении. Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностическом исследование. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1-2

Обследование речевого развития детей на начало и конец

2019 – 2020уч.г.

 

Таблица №1 Обобщающие результаты проведённых исследований детей старшего возраста

Разделы области

« Речевое развитие»

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

Звукопроизношение

 

низкий

1 чел.                   ( 7%)

 

средний

13чел.                 (93%)

2чел.                   (14%)

выше среднего

 

12чел.                 (86%)

высокий

-

-

Фонематическое восприятие

 

низкий

-

-

средний

5 чел.                      (36%)

1чел.                        (7%)

выше среднего

9 чел.                      (64%)

13 чел.                    (93%)

высокий

-

-

Звуковой анализ и синтез

 

низкий

3 чел.                   (21%)

1чел.                         (7%)

средний

11 чел.                 (79%)

5 чел.                      (36%)

выше среднего

-

8 чел.                      (57%)

высокий

-

-

Слоговая структура речи

 

низкий

1чел.                      (7%)

1 чел.                       (7%)

средний

13 чел.                  (93%)

3 чел.                      (21%)                         

выше среднего

-

10 чел.                    (72%)       

высокий

-

-

Словарь

 

низкий

1 чел.                   (7%)

-

средний

10 чел.                 (72%)

1 чел.                        (7%)

выше среднего

3 чел.                     (21%)

13 чел.                    (93%)

высокий

-

-

Грамматический строй речи

 

низкий

1 чел.                     (7%)

2 чел.                     (14%)

средний

13 чел.                  (93%)

-

выше среднего

 

12 чел.                    (86%)

высокий

-

-

Связная речь

 

низкий

1 чел.                      (7%)

1 чел.                      (7%)

средний

10 чел.                   (72%)

4 чел.                      (29%)

выше среднего

3 чел.                      (21%)

9 чел.                      (64%)

высокий

-

-

 

Обобщающие результаты проведённых исследований детей подготовительного возраста

Таблица №2

Разделы области

« Речевое развитие»

Уровни

Начало учебного года

Конец учебного года

Звукопроизношение

 

низкий

 -

 

средний

13чел.   (93%)

2чел.     (14%)

выше среднего

1чел.(7%)

12чел.   (86%)

высокий

-

-

Фонематическое восприятие

 

низкий

-

-

средний

5 чел. (36%)

1чел.     (7%)

выше среднего

9 чел.   (64%)

13 чел.  (93%)

высокий

-

-

Звуковой анализ и синтез

 

низкий

3 чел.       (21%)

 

средний

11 чел.    (79%)

6 чел.  (43%)

выше среднего

-

8 чел.  (57%)

высокий

-

-

Слоговая структура речи

 

низкий

1чел.   (7%)

 

средний

13 чел.    (93%)

4 чел.  (28%)            

выше среднего

-

10 чел.   (72%)       

высокий

-

-

Словарь

 

низкий

1 чел.   (7%)

-

средний

10 чел.    (72%)

-

выше среднего

3 чел.      (21%)

14 чел.   (100%)

высокий

-

-

Грамматический строй речи

 

низкий

1 чел.     (7%)

1чел (7%)

средний

13 чел.     (93%)

2 чел.(14%)

выше среднего

 

11 чел.   (79%)

высокий

-

-

Связная речь

 

низкий

1 чел.     (7%)

1 чел. (7%)

средний

10 чел.   (72%)

4 чел.  (29%)

выше среднего

3 чел.     (21%)

9 чел.    (64%)

высокий

-

-

 

Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет. Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Эффективность коррекционной работы за 2019 – 2020 уч.г. наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.

 

Диаграмма № 1 Диаграмма речевого развития детей на конец 2019-2020уч.г. (старший возраст)

 

 

Диаграмма № 2 Диаграмма речевого развития детей

на конец 2019-2020 уч.г. (Подготовительный возраст)

 

3. Таким образом, результаты обследования позволяют утверждать о положительной динамике в области «Речевое развитие» по всем разделам речевого развития, которая достигнута благодаря:

 

- созданной предметно – развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС;

-использованию современных методик и технологий развивающего обучения и нетрадиционных методов;

- опоре на личностно — ориентированную модель при составлении индивидуальных перспективных планов коррекционной работы;

- систематичности индивидуальной, подгрупповой работ, учитывающих зону ближайшего развития ребёнка ;

- осуществлению комплексного подхода, тесному сотрудничеству с родителями.

            В этом году в связи с эпидемиологическим неблагополучием в мире и РФ по коронавирусной инфекции мы не смогли  заниматься с детьми до конца года, так как был веден с 28 марта по 24 мая режим самоизоляции. Дети не ходили в детский сад, но в течение  этого периода была проведена с ними в полном объеме работа по обучению и воспитанию дистационно. Поэтому считаем свою работу выполненной за учебный год.


Работа с родителями.

Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.

В начале учебного года посетила родительские собрания в группах, с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.

 

В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.

До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось, они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствуют при обследовании ребенка.

Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.

Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители.

 

Работа с педагогами и специалистами.

Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедическую группу.

Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.

В целях пропаганды логопедических знаний среди педагогов и специалистов были проведены индивидуальные и тематические консультации.

В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в методических объединениях.

Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Проблема – не все воспитатели используют в своей работе логопедические приемы, которые бы помогли детям в полном объеме овладеть грамматически правильной речью, а в дальнейшем и письмом. Необходимо продолжить работу по пропаганде логопедических знаний и профилактики письма.

 

Самообразование.

Логопедическая работа требует от меня: терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со временем.

Пополнила методическими пособиями и новыми играми  логопедический  кабинет. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам.

         Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:

·         продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;

·         использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;

·         продолжить работу по теме самообразования.

 

 IV. Вывод 

Запланированная работа на 2019-2020 учебный год в полном объеме выполнена. Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год. Особенно удачными считаю следующие мероприятия:

 1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.

 2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.

Отрицательные моменты считаю:  

 1. Болезнь детей.

2. Недостаточное обеспечение кабинета учителя-логопеда методической литературой.

 3. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.

 В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ОНР, содержать в себе все вышеперечисленные требования. Планирую изучать новые источники, методики и т.д. Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии. Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы. Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.

V. Перспектива. Приобретение логопедических пособий. Оформление кабинета. Развитие интереса родителей к логопедической работе. Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников. Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий. Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности: - дискуссионные клубы, - родительскую школу, - совместные занятия учителя-логопеда с педагогами. Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.

 


 

2018-2019 учебный год


 

  Использование игровой технологии в логопедической работе

           Для  проведения коррекционно-развивающих  занятий мы  используем игровые технологии. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

       С помощью дидактических игр  проводится работа по закреплению навыков звукопроизношения, словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру.

             В игре и через игровое общения у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

      В образовательном процессе с детьми мы используем:

- дидактические игры и упражнения:

u  "Оживи предмет" ( предлагается выбрать объект на картине для обсуждения). Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. 

u  Игровое упражнение «Сравни и назови». Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря. 

 Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун) и т.д.

        Речевая  игра «Чересчур». Цель: научить детей рассуждать и делать выводы.

1)   Если съесть одну конфетку – вкусно, приятно. А если много?

2) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?

    Организуя с детьми такие задания, решаем следующие задачи: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, развивать и активизировать речевую деятельность.

    Овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

   Целью таких заданий и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности.

        

  

 


 

Обучение грамоте

          К сожалению отклонения в развитии устной речи ребёнка-дошкольника очень часто проявляются в процессе школьного обучения в нарушениях чтения и письма, поэтому всё больше встает вопрос о необходимости занятий, на которых осуществляется профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.

Кроме этого, в наше время для родителей актуален вопрос обучения детей старшего дошкольного возраста чтению, так как условия современной школы диктуют определенные требования к будущему первокласснику, среди которых наиболее важное место занимает умение читать. Основной акцент в  нашей работе ставится на развитие фонематического слуха и восприятия, а также на формирование навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Дети, прошедшие этот цикл, смогут без проблем заниматься в первом классе по любым азбукам и букварям, получат хорошую основу для дальнейшего успешного обучения письму и чтению в начальных классах. А оттого, насколько ребенок подготовлен к современным условиям школы, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Поэтому и возникает необходимость, оправданность и востребованность цикла занятий  по обучению грамоте.

            Занятия   строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

 

 


 

Мнемотехника

Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.

Как известно, характерными особенностями детей с тяжелыми речевыми патологиями являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того, у них отмечается бедная диалогическая речь: Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с тяжелыми речевыми и зрительными нарушениями.

Всё вышеперечисленное послужило причиной использования нами мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей. Этим и определяется актуальность предложенной работы.

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

Цель обучения по мнемодорожкам - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. психических процессов, для ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи и служат дополнительной зрительной опорой в работе с детьми со зрительной патологией.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Работа на занятиях по мнемодорожкам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание дорожки и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в слова.

3 этап: После перекодирования осуществляется составление предложений по заданной теме.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать предложения.

С использованием мнемодорожек можно решить следующие задачи:

1. Обогащения словарного запаса.

2. Развитие лексико-грамматического строя речи;

3. Развитие связной речи.

 

 

 

 


 

 

Песочная терапия.

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

Нарушение речи детей посещающих логопедическую группу затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе кинетический  песок.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

 

   

   

 


 

 


  

Консультация для родителей

«Развитие речи детей 6 – 7 лет»

Нормы речевого развития ребёнка в 6-7 лет

 

Словарный запас.

 

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник

должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)

Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан – говорит «чашка».

Должен знать из чего состоят предметыу дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.

Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет.  Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антонимвысокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилойПредлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.  К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Грамматический строй, связная речь.

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное числостулья, окна, ведра, пни, дома.

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.

Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.

Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов - это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

Звукопроизношение.

К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих СЗЦ, губное произношение Л, дефекты звуков РШЖ. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.

«Правила работы при выполнении домашних логопедических заданий»

Логопедические домашние задания выдаются раз в неделю – крайний срок – в пятницу и возвращаются тетради в понедельник.

Тетради не должны оставаться в саду на выходные дни!

Домашние задания ребёнок выполняет под руководством родителей.

Выполнение всех заданий обязательно.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.

Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения. Непонятные для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку! Расширяйте и закрепляйте его словарный запас!

Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения и сократит сроки коррекции.

Приучайте своего ребёнка бережно относиться к тетради и предлагаемому материалу. Если вложены листы с карточками-раскрасками – их необходимо раскрасить самому ребёнку , а не родителям  – развиваются графические навыки ребёнка. Все задания нужно выполнять совместно – родитель объясняет, даёт инструкцию, а ребёнок по мере сил выполняет самостоятельно.

 


 

 

                                                  Логопедический массаж лица

 

                                                

 


Рекомендации родителям по развитию   речи детей

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.

Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.

Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи.

Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

- Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Орел на горе, перо на орле.

- Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

 «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

«Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);

«Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса,

кошка; платье, юбка, футболка, сапоги);

«Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);

«Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;

 «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой, если он услышит звук [];

«Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.


            
 

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические занятия– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами  логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).

3. Воспитательные

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня, по средам).

Занятия целесообразно проводятся фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей с опорой на лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию.

У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Воспитатель по физкультуре разучивает подвижные игры.

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более  раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее, а также заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки .

   

 


                                    

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"