Аналитический отчет
составлен по итогам деятельности
учителя–логопеда Руденко Л.А.
с целью оценки качества
коррекционно-развивающей работы
за 2021 - 2022 учебный год
На основании результатов заседания территориальной ПМПК муниципального образования в старшей группе компенсирующей направленности в 2021 - 2022 учебном году находились
12 воспитанников. Коррекционно - развивающий процесс в 2021 - 2022 учебного года строился с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 3 «Аленушка»; комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи под редакцией Н. Нищевой.
Коррекционная работа осуществлялась в соответствии с коррекционно - развивающими, коррекционно - образовательными, коррекционно -воспитательными целями. Исходя из этих целей, были поставлены задачи:
1 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР.
2 Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями.
3 Коррекция недостатков звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико - грамматических категорий, связной речи, мелкой моторики.
4 Овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
5 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей).
Направления коррекционно-развивающей работы:
• диагностическое,
• коррекционно-развивающее,
• консультативное,
• информационно¬
• методическое.
Диагностическое направление:
В сентябре 2021 и мае 2022 годов была проведена расширенная диагностика с использованием диагностического инструментария Н. В. Нищевой. Целью диагностики являлось выявление состояния речевого и общего развития дошкольников компенсирующей группы.
Диагностический инструментарий:
1 Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР - СПБ, Детство - пресс,
2017г.
2 Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4
до 7 лет. - СПБ, Детство - пресс, 2017г.
В ходе первичной диагностики у воспитанников были выявлены нарушения всех компонентов речевой деятельности.
Все этапы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения.
Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия для устранения общего недоразвития речи .
Два раза в год проводился мониторинг, который проводился
с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи детей группы ОНР по следующим параметрам:
• Фонематический слух.
• Звукопроизношение.
• Грамматический строй речи.
• Лексический строй речи.
• Связная речь.
Старшая группа
Ниже представлены данные, полученные в результате логопедического
обследования на конец учебного года в старшей группе.
Разделы области
« Речевое развитие» Уровни Начало учебного года Конец учебного года
Звукопроизношение
низкий 1 чел. ( 8%) 1 чел. (8%)
средний 11 чел. (92%) 1чел. (8%)
выше среднего 9 чел. (84%)
высокий - -
Фонематическое восприятие
низкий 1чел. (8%) 1чел. (8%)
средний 2 чел. (17%)
выше среднего 9 чел. (75%) 11 чел. (92%)
высокий - -
Звуковой анализ и синтез
низкий 2 чел. (17%) 1чел. (8%)
средний 10 чел. (83%) 2 чел. (17%)
выше среднего - 9 чел. (75%)
высокий - -
Слоговая структура речи
низкий 1чел. (8%) 1 чел. (8%)
средний 11 чел. (92%) 3 чел. (25%)
выше среднего - 8 чел. (67%)
высокий - -
Словарь
низкий 1 чел. (8%) 1 чел. (8%)
средний 8 чел. (72%)
выше среднего 3 чел. (20%) 11 чел. (92%)
высокий - -
Грамматический строй речи
низкий 1 чел. (8%) 1чел. (8%)
средний 11 чел. (92%) -
выше среднего 11 чел. (92%)
высокий - -
Связная речь
низкий 1 чел. (8%) 1 чел. (8%)
средний 8 чел. (72%) 2 чел. (29%)
выше среднего 3 чел. (20%) 9 чел. (63%)
высокий - -
Критерии оценки параметров обследования
1. Звукопроизношение
1 балл – низкий( нарушение нескольких групп звуков).
2 балла – средний(недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь )
3 балла – выше среднего(звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков).
4 балла – высокий(звукопроизношение в норме).
На начало года:
Конец года.
На конец учебного года для 66% детей группы (8 человек) характерно
произношение всех звуков, кроме сонорных звуков.
У 66 % детей (8 человека) поставлены, автоматизированы и
дифференцированы в речи шипящие звуки.
2. Фонематические процессы
Начало года.
Конец года.
На конец учебного года у 92 % детей (11 человека) фонематический слух соответствует возрастной норме. Для данных детей характерно: сформированность фонематического восприятия (доступно воспроизведение рядов из 4х гласных звуков, слогов и слов с оппозиционными звуками), звукового анализа (доступно определение первого и последнего звука в слове, определение в слове всех звуков по порядку).
У остальных детей - 8 % (1 человека) отмечается не значительная динамика в развитии фонематических процессов.
3. Словарный запас
На конец учебного года были достигнуты следующие результаты: у 92% детей (11 человек) уровень развития словаря (номинативного, предикативного, атрибутивного, а также подбор антонимов и синонимов)приближен к возрастной норме. Для этих детей доступно: использование обобщающих понятий, названий частей предметов, подбор действий (к объекту, по способу передвижений, по способу подачи голоса, действий, связанных с профессией человека), подбор признаков (обозначающих цвет, форму, порядковые числительные), подбор антонимов (к существительным, глаголам, прилагательным и наречиям), а также подбор синонимов.
У остальных детей группы – 8% детей (1 человек) – уровень развития словаря снижен. Отмечаются неточности использования обобщающих понятий. Затрудняется в подборе действий по способу передвижений (скачет > «бегает»), подборе действий к объекту (забивают >«бьют»), подборе действий, близких по ситуации (пришивает > «шьёт»), а также в использовании порядковых числительных. Для этих детей особую трудность составляют подбор антонимов к прилагательным и наречиям (в основном используют частицу НЕ: тяжело > «не тяжело») и подбор синонимов.
4. Грамматический строй речи
У 83% детей (10 человек) отмечаются немногочисленные ошибки в образовании относительных прилагательных (вишневый > «из вишни»), притяжательных прилагательных (лисья > «лисиная»), образовании приставочных глаголов (входит > «заходит»), употреблении существительных в косвенных падежах множественного числа (ушей > «ушов»), использовании предложно-падежных форм существительных, особенно со сложными предлогами (из-за > «из», между > «рядом»).
Для 17% детей(2 человека) отмечаются значительные трудности словообразовании и словоизменении в следствии отягощения речевого нарушения.
5. Связная речь
Исследовались пересказ, составления рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.
Практически всем детям группы доступны рассказы-описания. Трудности возникают при составлении рассказов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, пересказе. Основные ошибки: не выделяют проблемы, изображенной на сюжетной картинке, затрудняются в выкладывании последовательности сюжетных картинок, при пересказе пытаются придумать свой рассказ, меняют сюжет. В основном используютпростые распространенные предложения.
Таким образом, на конец учебного года:
со значительным улучшением в речи – 10 человек;
с улучшением –2 человека.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Данное логопедическое обследование проводилось с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи детей к концу обучения в подготовительной группе для детей с ОНР по следующим параметрам:
• Фонематический слух.
• Звукопроизношение.
• Грамматический строй речи.
• Лексический строй речи.
• Связная речь.
В исследовании участвовало 12 детей 6-ти и 7-и летнего возраста.
Обследование проводилось по материалам речевой карты.
Полученные данные итогового обследования устной речи детей представлены в таблице (см. ниже).
Мониторинг качества образования по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе:
Результаты обследования: По результатам мониторинга в конце учебного года выявлены следующие процентные соотношения:
Разделы области
« Речевое развитие» Уровни Начало учебного года Конец учебного года
Звукопроизношение
низкий -
средний 4чел. (33%) 2чел. (16%)
выше среднего 8чел. (67%) 10чел. (84%)
высокий - -
Фонематическое восприятие
низкий - -
средний 5 чел. (42%) 1чел. (8%)
выше среднего 7 чел. (58%) 11 чел. (92%)
высокий - -
Звуковой анализ и синтез
низкий 1 чел. (8%)
средний 11 чел. (92%) 4 чел. (33%)
выше среднего - 8 чел. (67%)
высокий - -
Слоговая структура речи
низкий
средний 1чел. (8%) 4 чел. (33%)
выше среднего 11 чел. (92%) 8 чел. (67%)
высокий - -
Словарь
низкий 1 чел. (8%) -
средний 10 чел. (84%) -
выше среднего 1 чел. (8%) 7 чел. (58%)
высокий - 5 чел. (42%)
Грамматический строй речи
низкий 1 чел. (8%)
средний 11 чел. (92%) 2 чел.(16%)
выше среднего 10 чел. (84%)
высокий - -
Связная речь
низкий 1 чел. (8%)
средний 10 чел. (84%) 2 чел. (16%)
выше среднего 1 чел. (8%) 9 чел. (76%)
высокий - 1 чел. (8%)
Фонематический Слух.
Таким образом, по результатам итогового обследования отмечаются следующие особенности развития устной речи у детей:
У 92% детей (11 человек) фонематический слух соответствует возрастной норме. Для 8% детей (1 ребёнка) остаётся недостаточно развитым навык фонематического анализа (затрудняется в определении позиции звука в слове, выделяет только первый звук). 83% детей (10 человек) воспроизводят слова сложной слоговой структуры правильно, 17% детей(2человека) не удерживают полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Звукопроизношение.
У 92 % детей (11 человек) звукопроизношение соответствует возрастной норме. Для 8% детей (1 человека) характерно незначительное искажение одного или нескольких звуков. У 8% детей (1 человека) отмечается правильное произнесение практически всех звуков (кроме соноров) изолированно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. А у 92% детей(11 человек) есть все звуки.
Словарь.
У 92% детей (11 человек) уровень лексического строя речи соответствует возрастной норме. У остальных детей отмечается значительная динамика в развитии глагольного словаря и словаря существительных, прилагательных.
Стали доступны навыки подбора признаков к существительным, подбора обобщающих понятий, подбора антонимов, подбора глаголов сходных по действию (вышивает > шьет).
Грамматический строй.
У 84% детей (10 человек) в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены. У 16 % детей (2 человека) грамматический строй речи недостаточно развит для данного возраста, отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов, падежей, согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (полосатые пчёл), аграмматизмы при образовании
прилагательных от существительных (сливочное варенье, лисин хвост).
Связная речь
У 84% детей (10 человек) отмечается высокий уровень речевого развития. Для данных детей доступно составление рассказа по сюжетной или серии сюжетных картинок, пересказ с соблюдением всех смысловых звеньев, использованием дополнительных средств связи.Таким образом, по результатам итогового логопедического заключения 92% детей (11 человек) выпущены из ДОУ с хорошей речью, 40% детей (1
человек) со значительным улучшением, что можно объяснить тяжестью вторичных нарушений , а так же частым отсутствием данных детей по причине болезни .
Общие выводы:
? программные коррекционные задачи выполнены;
? использование современных методик и технологий развивающего обучения и нетрадиционных методов оправданы;
? предметно-развивающая среда по требованиям ФГОСспособствует достижению положительной динамики в речевом развитии;
? освоить программы ИКТ в проведении индивидуальной работы с детьми, внедрять их в работу по развитию связной речи.
На всех проведенных занятиях учитывался ряд специфических требований, обусловленных структурой и природой речевого дефекта, в связи с этим были проведены консультации для воспитателей в соответствии с годовым планом на темы: ««Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников», «Особенности формирования активного словаря у детей», «Формирование выразительной речи у детей ».
Работа с родителями.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале учебного года посетила родительские собрания в группах, с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.
В средней группе была проведена консультация с практическими упражнениями.
Цель этой встречи:
– познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики, раскрыть необходимость ежедневных упражнений.
Была проведена выставка детских работ «Как умелые ручки язычку помогали», где участвовали дети со своими родителями. В ходе этого конкурса дети изготавливали совместно с родителями дидактические игры для развития речи.
В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.
До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось, они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствуют при обследовании ребенка.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители.
Работа с педагогами и специалистами.
Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедическую группу.
Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.
В целях пропаганды логопедических знаний среди педагогов и специалистов были проведены индивидуальные и тематические консультации.
В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в методических объединениях.
Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Проблема – не все воспитатели используют в своей работе логопедические приемы, которые бы помогли детям в полном объеме овладеть грамматически правильной речью, а в дальнейшем и письмом. Необходимо продолжить работу по пропаганде логопедических знаний и профилактики письма.
Самообразование.
Логопедическая работа требует от меня: терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со временем.
Пополнила методическими пособиями и новыми играми логопедический кабинет. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам.
Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:
• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;
• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;
• продолжить работу по теме самообразования.