уч-лог Руденко Л.А.

 

  МБДОУ д/с №3  "Алёнушка"

 с.Курсавка

Руденко Людмила Александровна

-учитель-логопед

 

  


 

2022-2023 учебный год


 

Напольные игры

В нашей группе родилась идея создать многофункциональные напольные  игры. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Напольные игры несложно изготовить, а главное, сделать это можно вместе с детьми, что помогает развить в них инициативность и самостоятельность.
     В процессе напольных игр развивается моторика рук и ног, укрепляется мышечная система организма, опорно-двигательный аппарат, а так же память, речь, мышление, фантазия, реакция ребенка.

   

 

 декабрь 2022 г.


 

Одна из причин возникновения речевых нарушений - неправильное дыхание. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют  - дыхательную гимнастику. Она необходима для постановки правильного развития, как     звукопроизношения, так и речи в целом. Чтобы детям было интересно  выполнять упражнения, вносятся игровые элементы. Такие как: «Пузырьки»- это упражнение-игра,  которую легко и без приготовлений, можно провести не   только на логопедических занятиях, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Обращаем внимание  ребенка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго. «Дудочка»- используем всевозможные свистки и дудки, детские музыкальные инструменты, извлекая из них разные звуки;

«Аэробол» - дуть  в трубочку, чтобы поднимался мячик и удерживать его как можно долго.
Регулярные тренировки позволяют сделать уверенное речевое дыхание одновременно организованным и бессознательным.

 

  

         


 

 октябрь 2022 г.


 

2021-2022 учебный год


 

 

Аналитический отчет
составлен по итогам деятельности
учителя–логопеда Руденко Л.А.
с целью оценки качества
коррекционно-развивающей работы
за 2021 - 2022 учебный год

На основании результатов заседания территориальной ПМПК муниципального образования  в старшей группе компенсирующей направленности в 2021 - 2022 учебном году находились
12 воспитанников. Коррекционно - развивающий процесс в 2021 - 2022 учебного года строился с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 3 «Аленушка»; комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с  нарушениями речи под редакцией Н. Нищевой.
Коррекционная работа осуществлялась в соответствии с коррекционно - развивающими, коррекционно - образовательными, коррекционно -воспитательными целями. Исходя из этих целей, были поставлены задачи:
1 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР.
2 Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями.
3 Коррекция недостатков звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико - грамматических категорий, связной речи, мелкой моторики.
4 Овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе.
5 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей).
Направления коррекционно-развивающей работы:
• диагностическое,
• коррекционно-развивающее,
• консультативное,
• информационно¬
• методическое.
Диагностическое направление:
В сентябре 2021 и мае 2022 годов была проведена расширенная диагностика с использованием диагностического инструментария Н. В. Нищевой. Целью диагностики являлось выявление состояния речевого и общего развития дошкольников компенсирующей группы.
Диагностический инструментарий:
1 Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР - СПБ, Детство - пресс,
2017г.
2 Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4
до 7 лет. - СПБ, Детство - пресс, 2017г.
В ходе первичной диагностики у воспитанников были выявлены нарушения всех компонентов речевой деятельности.
Все этапы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения.
Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия для устранения общего недоразвития речи .
Два раза в год проводился мониторинг, который   проводился
  с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи детей группы ОНР  по следующим параметрам:
• Фонематический слух.
• Звукопроизношение.
• Грамматический строй речи.
• Лексический строй речи.
• Связная речь.
                                                Старшая группа
 Ниже представлены данные, полученные в результате логопедического
обследования на конец учебного года в старшей группе.

Разделы области
« Речевое развитие»  Уровни  Начало учебного года  Конец учебного года
Звукопроизношение
 низкий 1 чел.   ( 8%) 1 чел. (8%)
 средний  11 чел.  (92%) 1чел.    (8%)
 выше среднего  9 чел.  (84%)
 высокий - -
Фонематическое восприятие
 низкий 1чел. (8%) 1чел.    (8%)
 средний  2 чел.   (17%) 
 выше среднего 9 чел.  (75%) 11 чел. (92%)
 высокий - -
Звуковой анализ и синтез
 низкий 2 чел.   (17%) 1чел.    (8%)
 средний  10 чел.  (83%) 2 чел.  (17%)
 выше среднего - 9 чел.  (75%)
 высокий - -
Слоговая структура речи
 низкий 1чел.    (8%) 1 чел.   (8%)
 средний  11 чел.  (92%) 3 чел.   (25%) 
 выше среднего - 8 чел. (67%)       
 высокий - -
Словарь
 низкий 1 чел.   (8%) 1 чел.    (8%)
 средний  8 чел.  (72%) 
 выше среднего 3 чел.   (20%) 11 чел.  (92%)
 высокий - -
Грамматический строй речи
 низкий 1 чел.   (8%) 1чел.   (8%)
 средний  11 чел. (92%) -
 выше среднего  11 чел.  (92%)
 высокий - -
Связная речь
 низкий 1 чел.     (8%) 1 чел.  (8%)
 средний  8 чел.   (72%) 2 чел.  (29%)
 выше среднего 3 чел.     (20%) 9 чел.   (63%)
 высокий - -


Критерии оценки параметров обследования

1. Звукопроизношение
1 балл – низкий( нарушение нескольких групп звуков).
2 балла – средний(недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь )
3 балла – выше среднего(звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков).
4 балла – высокий(звукопроизношение в норме).
На начало года:
 
Конец года.
      На конец учебного года для 66% детей группы (8 человек) характерно
произношение всех звуков, кроме сонорных звуков.
     У 66 % детей (8 человека) поставлены, автоматизированы и
дифференцированы в речи шипящие звуки.
 

2. Фонематические процессы

Начало года.
  Конец года.
 На конец учебного года у 92 % детей (11 человека) фонематический слух соответствует возрастной норме. Для данных детей характерно: сформированность фонематического восприятия (доступно воспроизведение рядов из 4х гласных звуков, слогов и слов с оппозиционными звуками), звукового анализа (доступно определение первого и последнего звука в слове, определение в слове всех звуков по порядку).
        У остальных детей - 8 % (1 человека) отмечается не значительная динамика в развитии фонематических процессов.

3. Словарный запас
   На конец учебного года были достигнуты следующие результаты: у 92% детей (11 человек) уровень развития словаря (номинативного, предикативного, атрибутивного, а также подбор антонимов и синонимов)приближен к возрастной норме. Для этих детей доступно: использование обобщающих понятий, названий частей предметов, подбор действий (к объекту, по способу передвижений, по способу подачи голоса, действий, связанных с профессией человека), подбор признаков (обозначающих цвет, форму, порядковые числительные), подбор антонимов (к существительным, глаголам, прилагательным и наречиям), а также подбор синонимов.
     У остальных детей группы – 8% детей (1 человек) – уровень развития словаря снижен. Отмечаются неточности использования обобщающих понятий. Затрудняется в подборе действий по способу передвижений (скачет > «бегает»), подборе действий к объекту (забивают >«бьют»), подборе действий, близких по ситуации (пришивает > «шьёт»), а также в использовании порядковых числительных. Для этих детей особую трудность составляют подбор антонимов к прилагательным и наречиям (в основном используют частицу НЕ: тяжело > «не тяжело») и подбор синонимов.

4. Грамматический строй речи

  У 83% детей (10 человек) отмечаются немногочисленные ошибки в образовании   относительных прилагательных (вишневый > «из вишни»), притяжательных прилагательных (лисья > «лисиная»), образовании приставочных глаголов (входит > «заходит»), употреблении существительных в косвенных падежах множественного числа (ушей > «ушов»), использовании предложно-падежных форм существительных, особенно со сложными предлогами (из-за > «из», между > «рядом»).
     Для 17% детей(2 человека) отмечаются значительные трудности словообразовании и словоизменении в следствии отягощения речевого нарушения.
 

5. Связная речь 

  Исследовались пересказ, составления рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок.
Практически всем детям группы доступны рассказы-описания. Трудности возникают при составлении рассказов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, пересказе. Основные ошибки: не выделяют проблемы, изображенной на сюжетной картинке, затрудняются в выкладывании последовательности сюжетных картинок, при пересказе пытаются придумать свой рассказ, меняют сюжет. В основном используютпростые распространенные предложения.

Таким образом, на конец учебного года:
со значительным улучшением в речи – 10 человек;
с улучшением –2 человека.

                            ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Данное логопедическое обследование проводилось с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи детей к концу обучения в подготовительной группе для детей с ОНР по следующим параметрам:
• Фонематический слух.
• Звукопроизношение.
• Грамматический строй речи.
• Лексический строй речи.
• Связная речь.
В исследовании участвовало 12 детей 6-ти и 7-и летнего возраста.
Обследование проводилось по материалам речевой карты.
Полученные данные итогового обследования устной речи детей представлены в таблице (см. ниже).

Мониторинг качества образования   по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе:
Результаты обследования: По результатам мониторинга в конце учебного года выявлены следующие процентные соотношения:

Разделы области
« Речевое развитие»  Уровни  Начало учебного года  Конец учебного года
Звукопроизношение
 низкий  - 
 средний  4чел.   (33%) 2чел.     (16%)
 выше среднего 8чел.     (67%) 10чел.   (84%)
 высокий - -
Фонематическое восприятие
 низкий - -
 средний  5 чел. (42%) 1чел.     (8%)
 выше среднего 7 чел.   (58%) 11 чел.  (92%)
 высокий - -
Звуковой анализ и синтез
 низкий 1 чел.       (8%) 
 средний  11 чел.    (92%) 4 чел.  (33%)
 выше среднего - 8 чел.  (67%)
 высокий - -
Слоговая структура речи
 низкий  
 средний  1чел.   (8%) 4 чел.  (33%) 
 выше среднего 11 чел.    (92%) 8 чел.   (67%)       
 высокий - -
Словарь
 низкий 1 чел.   (8%) -
 средний  10 чел.    (84%) -
 выше среднего 1 чел.      (8%) 7  чел.   (58%)
 высокий - 5 чел.  (42%)
Грамматический строй речи
 низкий 1 чел.     (8%) 
 средний  11 чел.     (92%) 2 чел.(16%)
 выше среднего  10 чел.   (84%)
 высокий - -
Связная речь
 низкий 1 чел.     (8%) 
 средний  10 чел.   (84%) 2 чел.  (16%)
 выше среднего 1 чел.     (8%) 9 чел.    (76%)
 высокий - 1 чел. (8%)
Фонематический Слух.

Таким образом, по результатам итогового обследования отмечаются следующие особенности развития устной речи у детей:
У 92% детей (11 человек) фонематический слух соответствует возрастной норме. Для 8% детей (1 ребёнка) остаётся недостаточно развитым навык фонематического анализа (затрудняется в определении позиции звука в слове, выделяет только первый звук).  83% детей (10 человек) воспроизводят слова сложной слоговой структуры правильно, 17% детей(2человека) не удерживают полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Звукопроизношение.
 
У 92 % детей (11 человек) звукопроизношение соответствует возрастной норме. Для 8% детей (1 человека) характерно незначительное искажение одного или нескольких звуков. У 8% детей (1 человека) отмечается правильное произнесение практически всех звуков (кроме соноров) изолированно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. А у 92% детей(11 человек) есть все звуки.

Словарь.

 У 92% детей (11 человек) уровень лексического строя речи соответствует возрастной норме. У остальных детей отмечается значительная динамика в развитии глагольного словаря и словаря существительных, прилагательных.
Стали доступны навыки подбора признаков к существительным, подбора обобщающих понятий, подбора антонимов, подбора глаголов сходных по действию (вышивает > шьет).

Грамматический строй.
У 84% детей (10 человек) в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены. У 16 % детей (2 человека) грамматический строй речи недостаточно развит для данного возраста, отмечаются ошибки в употреблении сложных предлогов, падежей, согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (полосатые пчёл), аграмматизмы при образовании
прилагательных от существительных (сливочное варенье, лисин хвост).

Связная речь
У 84% детей (10 человек) отмечается высокий уровень речевого развития. Для данных детей доступно составление рассказа по сюжетной или серии сюжетных картинок, пересказ с соблюдением всех смысловых звеньев, использованием дополнительных средств связи.Таким образом, по результатам итогового логопедического заключения 92% детей (11 человек) выпущены из ДОУ с хорошей речью, 40% детей (1
человек) со значительным улучшением, что можно объяснить тяжестью вторичных нарушений , а так же частым отсутствием данных детей по причине болезни .

Общие выводы:
? программные коррекционные задачи выполнены;
? использование современных методик и технологий развивающего обучения и нетрадиционных методов оправданы;
? предметно-развивающая среда по требованиям ФГОСспособствует достижению положительной динамики в речевом развитии;
? освоить программы ИКТ в проведении индивидуальной работы с детьми, внедрять их в работу по развитию связной речи.

На всех проведенных занятиях учитывался ряд специфических требований, обусловленных структурой и природой речевого дефекта, в связи с этим были проведены консультации для воспитателей в соответствии с годовым планом на темы: ««Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников», «Особенности формирования активного словаря у детей», «Формирование выразительной речи у детей ».

Работа с родителями.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале учебного года посетила родительские собрания в группах, с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.
В средней группе была проведена консультация с практическими упражнениями.
Цель этой встречи:
– познакомить родителей с упражнениями артикуляционной гимнастики, раскрыть необходимость ежедневных упражнений.
Была проведена выставка детских работ «Как умелые ручки язычку помогали», где участвовали дети со своими родителями. В ходе этого конкурса дети изготавливали совместно с родителями дидактические игры для развития речи.
В течение учебного года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно-развивающих занятий, и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка.
До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось, они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствуют при обследовании ребенка.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители.
Работа с педагогами и специалистами.
Успех работы учителя-логопеда во многом зависит от тесного контакта с педагогами и специалистами, от того какие выработаны единые требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих логопедическую группу.
Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей.
В целях пропаганды логопедических знаний среди педагогов и специалистов были проведены индивидуальные и тематические консультации.
В течение учебного года принимала участие в педсоветах, посещала консультации, творческие отчеты и семинары, проводимые воспитателями и специалистами. Принимала участие в методических объединениях.
Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Проблема – не все воспитатели используют в своей работе логопедические приемы, которые бы помогли детям в полном объеме овладеть грамматически правильной речью, а в дальнейшем и письмом. Необходимо продолжить работу по пропаганде логопедических знаний и профилактики письма.
Самообразование.
Логопедическая работа требует от меня: терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со временем.
Пополнила методическими пособиями и новыми играми  логопедический  кабинет. Приобретен раздаточный и демонстрационный материал по лексическим темам.
         Проанализировав проделанную работу за учебный год можно наметить пути реализации поставленных целей:
• продолжить привлечение педагогов и родителей к коррекционно-развивающей работе через разнообразные формы;
• использование новых технологий в логопедической работе, что поможет разнообразить коррекционную работу и улучшит результаты работы;
• продолжить работу по теме самообразования.

 


 

 

Логоритмика

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз. Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания. Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей.

Каждую среду проводится логоритмика с детьми логопедических групп. Занятия логоритмикой  развивает моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным "регулятором" психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Дети с большим удовольствием ходят на логоритмику.

 

 

 

 апрель 2022 г.


 

Игра «Мой, моя, мои»

В своей логопедической работе я часто использую разные логопедические игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у них навыков правильного словоизменения и словообразования.

В данной работе хочу представить одну из них.

Дидактическая игра по закреплению базовой грамматической категории рода у существительных “Мой, моя, мои, моё».

На предметном материале этой игры можно проводить несколько вариантов игр.

Цели игры:

Закрепить у детей навыки правильного согласования притяжательных местоимений “мой, моя, мои, моё» с существительными и прилагательными разных родов единственного числа и существительными множественного числа;

Развитие связной речи;

Коррекция звукопроизношения;

Развитие мелкой моторики.

       

 

февраль 2022 г.

 


Шнуровка

Всем известно, что игры-шнуровки являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, что особенно актуально для детей с речевыми нарушениями. Поэтому в нашей группе мы уделяем большое внимание играм на развитие мелкой моторики используя игры- шнуровки.  Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем центры, отвечающие за развитие речи.

 

 

 декабрь 2021 г.


 

Коррекционная работа

 

Для организации полноценной коррекционной работы использую разнообразные технологии обучения и воспитания, такие как занятия-игры, занятия-путешествия, логопедические досуги, логопедические КВНы, занятия-развлечения, логопедические праздники, Лепбук. К каждому занятию подобраны упражнения, задания, игровой материал, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делает занятия интересными, увлекательными для детей.

 

             

  

      

 

октябрь 2021 г.


 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения