Технология музейной педагогики

 

  МБДОУ д/с №3  "Алёнушка"

 с.Курсавка

Технология музейной педагогики

 

 

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи.

 Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества

Всё  большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать                                                             накопленные историко-культурные ценности.

Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Цель создания мини-музея: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

В процессе создания музейного комплекса всю работу разделили на этапы.
Подготовительный этап. В начале работы (дети, воспитатели) определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.

Практический этап. Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.       

При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. 

Взаимосвязь с другими видами деятельности

Развитие речи -словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклором, с народной сказкой.

Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.

Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.

Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.

Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.

Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.

Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду созданы мини-музеи: «Русская изба», «Музей, посвященный Великой Отечественной Войне» и т.д.

В  работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желанию узнать больше. Давайте  воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля! 

Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:

1. Роспись по дереву: - хохлома (детская мебель: стулья, столы разнообразной формы; ложки: этапы работы, разная роспись на разном фоне, вазочки разной формы и размеров; чаши, ковши, блюда, набор для меда, набор для кваса, миски, солонки, декоративное панно, декоративные яйца, половники);

2. Керамика: - гжель (чайный сервиз, кофейный сервиз, сахарницы, конфетницы, вазы, штоф малый, штоф большой, набор чайников, часы, лампа настольная, доски разделочные, панно (майолика), скульптура (девушка, матрешка, петух, кот, обезьяна, лошадь, овечка); - скопинская керамика (вазы, подсвечники, квасники).

3. Русская глиняная игрушка - каргопольская (Полкан, композиция «Мужик с собачкой на привале», козлы, танцующая пара) - дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами (этапы работы), петухи, бараны, козлы, быки, поросята, олени, кони (этапы работы), кавалеры, всадники на конях, на оленях, пары: барышни с кавалерами, семья); - филимоновская (сельские красавицы, птицы, козлы, собаки); - абашевская (козлы, олени, бараны, барышни-свистульки); - гриневская (кони, индюки, козел, барышня, конь с всадником).

4. Русская деревянная игрушка - нижегородская топорщина (птицы счастья); - полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки, вазочки) - сергиево-посадские игрушки (матрешки различной величины, этапы работы); - семеновские матрешки; - богородская игрушка (птица с птенцом, клюющие куры, заяц с морковкой, медведь, купающий медвежонка, медведь, обувающий лапоть, медведь, расписывающий матрешку, медведь-акробат)

Рекомендации родителям

1.Ходите с ребенком в музей, научите его видеть прекрасное вокруг, развивайте у детей интерес к истории своей Родины, своего села, края, своей семьи, чтобы не росли они Иванами, родства не помнящими…

2.Каждый ребенок, имеющий интеллект, даже если он еще мал, способен понимать прекрасное. Водите своих детей на художественные выставки. С Вашей помощью малыш обязательно поймет красоту человека, природы, красоту творения рук человеческих, станет маленьким ценителем таланта художника.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения