Методики по здоровьесбережению

 

  МБДОУ д/с №3  "Алёнушка"

 с.Курсавка

Методики по здоровьесбережению

 

 

Игровой стретчинг для  дошкольников

                                                                                                                                 подготовала учитель-логопед Руденко Л.А.

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса в д/с «Алёнушка». В последнее время дети  чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата.   Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, посещающими ДОУ, поэтому, именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных занятий. Одна из методик, которую я использую - игровой стретчинг.  Автором методики является Е. В. Сулим.

Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

 

В  ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

 

 

          


Цель  занятий на тренажерах - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, укрепить мышечный тонус в двигательной активности путем интенсификации и постепенного увеличения физической  нагрузки на скелетную мускулатуру.

   


 

 «Применение оздоровительно-развивающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                                                              подготовил воспитатель Черевашенко М.А.

Пальчиковая гимнастика уже давно стала  популярной и востребованной  в работе с детьми, потому что она действительно благотворно влияет на организм ребёнка. Сейчас хочу представить вам свой опыт работы по применению пальчиковой гимнастики с элементом самомассажа.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования), он получает необходимый стимул для развития.                  

В этом возрасте надо выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Свою  работу с детьми  по развитию мелкой моторики  начала с  самого раннего возраста. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.  А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.

Что такое пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная форма закаливания, развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движение взрослых, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Умелыми пальчики становятся не сразу.

Поэтому пальчиковые игры, упражнения, необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение.

Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к деятельности. Поэтому мы предлагаем игры простые, с легко запоминающимся текстом.

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, нужно помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. 

Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм и является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний, стимулирует рост и развитие мышечной массы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток и отток лимфы, чем снимает утомление с работающей мышцы, – словом, стимулирует все функции организма.

Следовательно, массаж, улучшающий питание тканей, необходим для качественного созревания мышц ребенка.

Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

В заключении,  хотелось бы сказать, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Именно поэтому, я хочу продолжать повышать свой уровень  знаний по теме "Самомассаж". Подробно изучить методы и приёмы массажа и самомассажа, а так же  более   тесно взаимодействовать с родителями наших воспитанников,  заинтересовать  и провести   для них мастер-класс по  данной теме.

 


Оздоровительная гимнастика (воспитатели 1 логогруппы)


  «Спорт - альтернатива пагубным привычкам

Здоровье - это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь. Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни: питаться здоровыми продуктами, заниматься спортом, отдыхать и меньше нервничать.

В XXI век - век новых технологий, молодые люди забыли о спорте! Большинство их времени стали занимать компьютерные игры, социальные сети, интернет, что становится зависимостью. А также различные вредные привычки, такие как курение, употребление алкогольных напитков, токсикомания и наркомания. Люди даже не задумываются, что губят свой организм и свою жизнь.

 Проблема употребления алкоголя и табака очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. Никотин и алкоголь величают «культурными ядами». Но именно они, эти «культурные» яды, приносят множество бед и страданий - в семьях, в трудовых коллективах, являются социальным злом. От этого страдает общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь и табак особенно активно влияют на несформировавшийся организм, последствия вредных привычек очевидны. Доказано, что они отрицательно действуют на организм вплоть до его разрушения. Особенно это влияет на мышечные ткани и умственную деятельность. Многие мальчики и девочки начинают курить, выпивать, пробовать наркотики в компаниях, собравшихся для веселого времяпрепровождения. Школьники-подростки тянутся к сигарете и бокалу, потому что курить и выпивать модно, «престижно». Все это помогает быть раскованным, веселым, непохожим на других. Обычно дети и подростки, чтобы не показаться слабыми, скрывают от товарищей неприятные ощущения, вызываемые у них первыми выкуренными сигаретами. Однако, выкурив сигарету, другую, выпив бокал вина, хочется это повторить еще сегодня, тоже и завтра. Вот так и формируются пагубные привычки. Они становятся стойкими и неуправляемыми.

Вот и сбылась народная мудрость всем известной пословицы: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».      


«В здоровой семье – здоровые дети!»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их. 

И, уважаемые родители, вы должны помнить: то чему вы научите своих детей, они понесут в свои семьи. А ведь мы хотим, чтобы семьи наших близких были здоровы.

Здоровые дети - это великое счастье. Здоровье и физическое состояние детей вызывают серьезную тревогу. Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, – создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.

И кто, как не родители, призваны принять самое активное участие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок; могут обеспечить им рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное – настроить самих ребят так, чтобы они без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью.

Важность физических упражнений верный способ повысить сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сделать его выносливым, крепким, сильным . Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение. Приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко даже взрослому. Ребенку тем более. И вот тут-то во многом решающим является пример родителей. Родители, занимающиеся физической культурой, – объект для подражания.

 Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста ребёнка, для правильного развития его нервной системы.

 Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая видеть своего ребенка здоровым. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества.

Все знают, что курение является одной из причин возникновения многих тяжелых болезней, особенно таких, как заболевания сердца, сосудов, возникновение злокачественных опухолей. Ученые установили, что, чем раньше человек начинает курить, тем больше возрастает опасность возникновения злокачественных опухолей. Влияние никотина на растущий организм особенно пагубно. И наоборот, если рядом с ребятами нет курильщиков, вероятность приобщения их к никотину невелика.

Не менее важен полноценный и здоровый сон для улучшения умственной деятельности ребёнка. При его недостатке у ребенка снижается внимание и работоспособность, появляется раздражительность, вспыльчивость, депрессия. Медицинские исследования показали, что режим сна дошкольника должен составлять не менее 9 часов ночного сна. Поздно ложась ко сну и рано просыпаясь, дети сокращают общую продолжительность ночного отдыха в течение всей недели. А это приводит к вредной привычке отсыпаться по выходным дням, т.е. к нарушению естественных биологических часов организма.

Здоровому сну ребёнка способствуют:

O правильный режим сна по расписанию, когда идти в кровать следует в одно и тоже время

O запрет ребёнку сидеть за час перед сном у телевизора или за компьютером.

O отсутствие родительских нравоучений пред сном, а тем более, наказаний (эмоции не способствую крепкому сну школьника).

O регулярное проветривание детской комнаты вечером. Температура здесь в ночное время не должна превышать 20°. Лучше приучить ребенка спать при открытой форточке.

O отсутствие постороннего шума, который мешает ребенку засыпать (музыка или громко работающий телевизор в соседней комнате).

 Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха – все это влияет на здоровье наших детей. Все мы: педагоги, дети и родители вместе учимся думать, беречь, заботиться и укреплять свое здоровье.

Важно помнить: в здоровой семье – здоровые дети!

 


 

Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье..   

Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя Труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и· крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.




Дата последнего обновления страницы 11.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения